inphuzoria ([info]inphuzoria) wrote,
@ 2009-07-07 16:52:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
В продолжение предыдущего. Ваш список ...
Этот пост сперва готовился как коммент на коммент юзера Валентины, который, в свою очередь, выглядел так:

ВАЛЕНТИНА:
мы щас с мужем выпили за упокой его души. Муж ближе к поколению ВА, и он о нем думает, как об очень близком человеке. Я помладше, мне только бочкотара пришлась (тут френд sart27 и для меня в точку попала). Коллеги казались какими-то столично-далекими и скучными, как все 60-ые годы. А Остров Крым читала в его машинописи, с его правками - и потрясало, и воротило. Потом сплошные разочарования.
Если честно, в нем было флюгерство - вот оно и не дало развернуться во весь многообещающий рост.
Но его мать для меня - это огого.... Это Женщина.
Я не настаиваю на своей правоте и соглашусь со всеми возражениями.
И все же - светлая ему память.


Но в процессе изготовления "коммент на коммент" так неприлично разбух, что я решила вывесить его для всех. Тем более, что мне очень интересно, какой у вас, дорогие френды, список безусловно великих имен в русской прозе за вторую половину 20 века. Напишите. Спасибо.

Кто-то, увы, помню, что автор - женщина, а имени не помню - уже написал лет 20 назад в эмигрантской печати статью "О поколении, растерявшем своих прозаиков". Заголовок правильно звал к оглядке на знаменитую статью Романа Якобсона. Какие, однако, даны были обещания при дебютах - не только Аксенов, но ведь и Анатолий Кузнецов, и Гладилин, и Семин, и Владимов, и Войнович, и Можаев... Для них тогда было придумано критикой определение - "исповедальная проза". Никак не лезет в этот ряд самый для меня дорогой автор, ленинградский, без единой на ту минуту ярких московских дебютов печатной строки, Андрей Битов... (Хотя если есть у нас что действительно исповедальное на тот момент - так это "Аптекарский остров", "Большой шар", "Сад", "Дверь" и т.п.) Но листочки с его прозой уже шелестят в городе наравне со стихами юного Бродского. В Битове, кстати, по масштабу его природного дарования обещан нам был великий писатель, соразмерный Набокову или - страшно сказать! - Андрею Белому. Но и это во всем объеме не сбылось.
И Вы так справедливо пишете - "и потрясало и воротило". И он (Аксенов, да будет земля ему пухом) не умел отбросить то, от чего Вас "воротило", и остаться при том, что "потрясало". "Флюгерство" - не в сторону начальства, так в сторону большинства зала... Может быть.. А я рискну Вам вот что сказать: талант в России, как нигде, нуждается в личностном обеспечении. У Евгении Семеновны собственно художественное дарование, может, и не такое великое, но личностного обеспечения не занимать стать. А у Василия Павловича - недохват.
И вот вам результат - его книги, в вашем определении, "далекие и скучные, как все 60-е годы". А они вовсе не скучные. В эти годы идет закладка всех линий развития на следующие полстолетия. Они созвучны и подобны переломным десятилетиям от 19 века к 20-му. Вообще-то в 20-м веке каждое полстолетие почти замкнуто в самом себе, образуя как бы отдельный полу-век. (Я хорошо представляю себе все справедливые возражения. Правота этого утверждения частичная. Но она есть.) Про эти годы удачно было сказано Солженицыным - "на возврате дыхания и сознания".
Конечно, мы завышали им оценки, нашим сверстникам, когда зачисляли их в будущие классики. Но такая потенция в них была. Не свершилось.
И теперь вот я стараюсь составить собственный список самых больших русских прозаиков за второй полувек двадцатого. Что у меня получается? Стараюсь расположить в возрастном порядке.


Юрий Домбровский
Андрей Синявский
Фазиль Искандер
Венедикт Ерофеев
Андрей Битов
Людмила Петрушевская

А какой у Вас свой список?



(58 comments) - (Post a new comment)

Я ничего про литературу не понимаю
[info]josef_gotlib
2009-07-07 04:37 pm UTC (link)
Битов
Солж
Вен. Ерофеев
и два не великих, но очень мне близких и очень мною любимых
М.Шишкин
Гиршович

Я никогда никого не смогу убедить, что они большие. ТАк что пусть останутся моими частными любовями

(Reply to this) (Thread)

Re: Я ничего про литературу не понимаю
[info]inphuzoria
2009-07-07 06:17 pm UTC (link)
Гиршовича я тоже люблю, но какой-то странною, вовсе нелитературною любовью. Я ведь знаю его с самого его литературного детства - с первых текстов, принесенных им в наши тамошние (израильские) журналы году в 1975-м. Между прочим, одна из последних передач перед закрытьем фичеров в "Английском клубе" была посвящена его роману о Киеве времен немецкой оккупации - "Вий, вокальный цикл Шуберта на слова Гоголя".
Михаил Шишкин мной пока не прочитан. Но он и не входит во вторую половину 20 века. Он автор 21 столетия.
Эту новейшую литературу я совсем не знаю, и, боюсь, что так уже и останусь с этим незнанием. Она мне не в пору.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Я ничего про литературу не понимаю - [info]josef_gotlib, 2009-07-09 12:22 pm UTC

[info]leon_orr
2009-07-07 05:08 pm UTC (link)
А можно не великих, а просто тех, кто на меня повлиял и продолжает влиять?
Ведь большие для нас именно те, кто нас меняет.

Аксенов,
Довлатов,
Искандер - пожалуй, сильнее всех ( я о влиянии на меня),
Петрушевская.

(Reply to this)


[info]in_b
2009-07-07 05:12 pm UTC (link)
я не согласна, что Владимов в том ряду "потерянных". По-моему он как раз во втором списке, о котором Вы просите. У меня там вообще два имени. Владимов и Солженицын

(Reply to this) (Thread)


[info]inphuzoria
2009-07-07 06:09 pm UTC (link)
Владимов, конечно. Справедливо. Солженицын - наше мученье и наше богатство. Во всей своей некрасоте остается с нами. Ну да, конечно.

(Reply to this) (Parent)


[info]walentina
2009-07-07 05:34 pm UTC (link)
Спасибо за такой замечательный пост)
Мне что в ЖЖ нравится - тут можно быть слегка безответственным и импрессионистичным, поэтому я так с плеча и рубанула, дрожась от своей необъективности. Зато какая Отдача!)
С Вашими сравнительными оценками ВП и Е.С.Гинзбург абс согласна, как и с флюгерством в сторону передовых вкусов залы. Чего как раз не было в Бродском, на мой взгляд.

Насчет худ.прозы: я никак не ценитель и не знаток. Солженицын для меня велик и несоизмерим с прочими современниками, хотя здесь речь совсем не о его худ.достоинствах, он нескольким поколениям глаза открыл и мозги на место поставил - это уже больше, чем Литтература.
Хотя любила я многих - Битов, Довлатов, Домбровский, Петрушевская, Ерофеев - дадада! Но перечитывать не хочу. И понимаю, что это проблема не литературная, а чисто моя.
Бунин говорил, что будущее за мемуарами - у меня так, я и есть то бунинское будущее))Тут для меня восп.Л.Чуковской об АА - главная книга. А самая Главная - Записи и выписки МЛГ. Кстати, МЛГ говорил, что он уже в том возрасте, когда любят не автора, а отдельные вещи. Вот и у меня как-то так.

(Reply to this) (Thread)


[info]r_v
2009-07-07 05:51 pm UTC (link)
А "Записи и выписки" - не ХХI век? Спасибо всем, кто высказался, очень меня эта тема интересует. Для меня только Венедикт Ерофеев - вне конкурса.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]walentina, 2009-07-07 05:56 pm UTC
(no subject) - [info]inphuzoria, 2009-07-07 06:25 pm UTC
(no subject) - [info]walentina, 2009-07-07 06:28 pm UTC
(no subject) - [info]inphuzoria, 2009-07-07 06:26 pm UTC
(no subject) - [info]r_v, 2009-07-09 12:30 am UTC

[info]torpusman
2009-07-07 06:11 pm UTC (link)
Довлатов. Гаспаров. Юлия Шмуклер.

(А XXI век для меня - это Вика Райхер, она же [info]neivid)

(Reply to this) (Thread)


[info]inphuzoria
2009-07-07 06:37 pm UTC (link)
Я рада, что Вы помните и знаете Юлию Шмуклер. Хорошая писательница. Очень хорошая. Хотя и звезда второго порядка, для меня, конечно. Но ведь и все эти мерки-примерки относительны. Довлатова, забавного, картонного, я вот так никогда и не смогла полюбить. Вику Райхер пока не освоила. Первый раз слышу. Со своей стороны рекомендую Вам для знакомства Беллу Улановскую, замечательную питерскую писательницу, к сожалению, уже покойную. Последний прижизненный сборник "Личная нескромность павлина" вышел в "Аграфе" в 2004 году. Гарантирую, что Вам понравится. Книжка, Рахель, посланная Вами пришла, пока я была в отъезде. Большое спасибо.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]torpusman, 2009-07-08 10:28 am UTC
(no subject) - [info]inphuzoria, 2009-07-09 07:08 am UTC
(no subject) - [info]torpusman, 2009-07-09 08:50 am UTC
(no subject) - [info]torpusman, 2009-07-09 09:33 am UTC

[info]i_navi
2009-07-07 07:07 pm UTC (link)
Анна Ахматова("Гибель Пушкина" читантся, как роман))))
Борис Пастернак(Живаго)
Юлий Марголин ("Путешествие в Страну Зе-Ка")
Яков Гохберг ("Изя,Юра, Толька и другие" 2005 года выпуска, но писатель принадлежит к тому поколению)
Довлатов.

(Reply to this) (Thread)


[info]inphuzoria
2009-07-07 07:25 pm UTC (link)
Спасибо. Гохберга не знаю. Постараюсь узнать.

(Reply to this) (Parent)


[info]raf_sh
2009-07-07 07:15 pm UTC (link)
Без Набокова и Трифонова трудно вести разговор.

(Reply to this) (Thread)


[info]inphuzoria
2009-07-07 07:24 pm UTC (link)
Мы говорим про вторую половину, да?
Набоков (да и Трифонов, которого очень почитаю, но все же не до такой степени, чтобы...) вошли в наше сознание гораздо раньше.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]raf_sh, 2009-07-07 07:35 pm UTC
(no subject) - [info]inphuzoria, 2009-07-07 08:25 pm UTC
(no subject) - [info]raf_sh, 2009-07-08 06:52 am UTC
(no subject) - [info]inphuzoria, 2009-07-08 11:38 am UTC
(no subject) - [info]raf_sh, 2009-07-08 01:25 pm UTC
(no subject) - [info]r_v, 2009-07-09 12:35 am UTC
(no subject) - [info]raf_sh, 2009-07-09 07:50 am UTC
(no subject) - [info]inphuzoria, 2009-07-09 07:12 am UTC
(no subject) - [info]raf_sh, 2009-07-09 07:43 am UTC

[info]sart27
2009-07-07 08:22 pm UTC (link)
Домбровский, -- дальше два пробела, потому что остальные отстоят на две ступеньки. Петрушевская, Венедикт Ерофеев, Гиршович, Гаспаров. Без Солженицына все-таки представить невозможно, картина не полна. Беллу Улановскую очень любила, но тогда надо назвать рядом еще нескольких, - например, Сергеея Коровина. Это слишком камерно, чтобы назвать в десятке.

(Reply to this)


[info]inphuzoria
2009-07-07 08:36 pm UTC (link)
Да, Домбровский - вершина, счастливое открытие 1963 года. Для меня стал сразу выше любого Булгакова, с которым, по-моему, находился в сложных диалогических отношениях по многим линиям. Беллу я ж не для списка, а просто, чтобы Рахель Торпусман с нею познакомилась. Коровина вот не знаю. Каюсь.
Без Солженицына - без "Ивана Денисовича" и "Архипелага", конечно, нельзя, но и с ним, со всеми этими "колесами" и всей громадой "узлов" тоже невозможно. Трудное дело!

(Reply to this)


[info]puzis
2009-07-07 09:35 pm UTC (link)
Слава Богу, Наташа, что ты хоть как-то проявилась.
Теперь о сути вопроса. По-моему, все сказанное настолько условно, что с этим не стоит ни спорить, ни соглашаться. У каждого из нас - своя мировая литература, поскольку любим мы писателей (поэтов, художников, композиторов, просто людей) не великих, не замечательных, а лично нам близких. Так что и список я бы назвал: близкие писатели 2-й половины ХХ века.
Довлатов
Искандер
возможно, Трифонов
как ни странно, Борис Васильев с его историческим циклом об Алексиных и "Глухоманью" (понимаю, что вопрос спорный)
Остановлюсь на этом, хотя очень хотелось бы отметить писателей, отнюдь не первого ряда, но лично мне чрезвычайно симпатичных, как, например, Игорь Губерман, чьи "Гарики" затмили его совсем неплохую прозу.

(Reply to this)


[info]mbla
2009-07-07 10:16 pm UTC (link)
Трифонов
Шукшин
Синявский
Битов ранний и только ранний, до "Пушкинского дома"

Из последнего очень здорово Волос "Хурамабад" и Шишкин "Взятие Измаила"

(Reply to this) (Thread)


[info]inphuzoria
2009-07-08 11:52 am UTC (link)
Лена, спасибо. Я всем благодарна. Страшно интересно, что люди считают ценным. Хотя не всегда и не все ощущают разницу между понравившейся книжкой и вкладом писателя, имеющим серьезные историко-культурные последствия. Я ни с кем не спорю, а только радуюсь разнообразию вкусов и любвей. Но в твоем именно списке поражает меня отсутствие Домбровского. Ведь это писательский дар как бы именно к тебе, к таким, как ты, обращенный. "Хранитель древностей" при появдениии в 1963 году вызывал ощущение вдруг открывшейся форточки в наглухо запечатанной комнате.
Про новых и живых писателей говорить пока рано. Хотя я двух последних не читала. Это не век минувший, а век нынешний. Из новых отмечаю Леонида Юзефовича. Гравюра сухой иглой.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]mbla, 2009-07-08 01:32 pm UTC
(no subject) - [info]sart27, 2009-07-08 04:00 pm UTC
(no subject) - [info]mbla, 2009-07-08 06:23 pm UTC
(no subject) - [info]sart27, 2009-07-08 06:49 pm UTC
(no subject) - [info]mbla, 2009-07-10 10:09 pm UTC

[info]liber_polly
2009-07-08 03:52 am UTC (link)
ммм... список же - частное мнение, да?
Окуджава "Путешествие дилетантов"
Михаил Анчаров...
Трифонов
Довлатов
Воспоминания Анастасии Цветаевой.
Аксенов - до Острова Крым включительно
ранний Битов...

список слишком большой получается.
Тут и Альтист Данилов, и Анна Вальцева, и проза Губермана...

(Reply to this) (Thread)


[info]inphuzoria
2009-07-08 11:41 am UTC (link)
Разумеется , частное. Какое же еще? Спасибо.

(Reply to this) (Parent)


[info]ailoyros
2009-07-08 07:40 am UTC (link)
Составлять такие списки я как-то не умею. :)
Но за Ваш спасибо, интересно было его почитать.

(Reply to this) (Thread)


[info]inphuzoria
2009-07-08 11:54 am UTC (link)
Спасибо. Как раз на Ваш список интерсно было бы посмотреть. Что Вами взято с собой из второй половины прошлого века.

(Reply to this) (Parent)


[info]bdag_med
2009-07-08 10:28 am UTC (link)
Шаламов, Стругацкие

(Reply to this) (Thread)


[info]inphuzoria
2009-07-08 11:56 am UTC (link)
Шаламов - да! Шаламов - для всех. Шаламов даже как-то больше любого литературного измерения. Инструменты ломаются. Стругацкие тоже очень важно, для многих.

(Reply to this) (Parent)


[info]sage_snake
2009-07-08 09:56 pm UTC (link)
Спасибо за вопрос. Ваши вопросы каждый раз совершенно замечательные. Для меня невозможно на такое всерьёз ответить быстро, но порождаемые вопросом размышления и воспоминания сами по себе очень ценны и интересны. Ни разу до конца не додумала, в смысле, до готовности "отпустить от себя" ответ :) Вот и сейчас то же самое. Но всё-таки выскажусь на скорую руку.
Проблема ещё в том, что я относительно не много читаю и (может быть, подсознательно принципиально :) ни в коем случае не слежу за "литературным процессом", то есть не имею полной картины. К тому же прочитанное и его авторы растворяются во мне, оказав некое формирующее действие на меня и мою картину мира, почти никогда не оставаясь независимыми отдельными от меня "культурными единицами". Очень не люблю и по много лет избегаю читать "модное", по чему все массово с ума сходят. Когда что-то\кого-то нужно вспомнить - чаще всего забытым оказывается достаточно важное, существенное для меня. Ну вот, с таким предисловием - приступаю :) и прошу прощения у тех авторов, кого внезапно и непоправимо вспомню через пять минут. Перечисляю без порядка.
Аксёнов
Трифонов
Пастернак
Фазиль Искандер
Стругацкие
...

(Reply to this)


[info]e_kisl
2009-07-09 07:50 am UTC (link)
http://puzis.livejournal.com/40186.html?thread=149754#t149754

(Reply to this)


[info]sage_snake
2009-07-09 06:33 pm UTC (link)
Платонов, Гроссман, Виктор Некрасов, конечно, а Венедикта Ерофеева очень люблю, но для меня он очень неоднозначен по личным причинам, поэтому в список не включу. Шаламов тоже как-то особняком.

(Reply to this)


[info]bgmt
2009-07-10 12:48 pm UTC (link)
Я всё же добавлю к списку Мблы Солженицына, но только раннего, с первой редакцией "Круга" (которой уже почти никто и не читал... хотя она стоит у меня на полке), а дальше нет. (Про Шукшина надо уточнить: только рассказы. Кстати, лучший сборник - "Характеры" - составил именно Аксёнов, мне кажется!)

Тут упоминают Платонова - всё же это первая половина. В первой половине вообще куда больше, и они крупнее.

Кроме того, в больших прозаиков, как ни крути, попадает Астафьев, люби его или не люби.
А вот очень мне милые и перечитываемые Стругацкие, Искандер и пр. (включая того же Аксёнова) - нет, не попадают. И, конечно, Домбровский не попадает. Как и Гроссман.
Про Некрасова (только одну книгу) - не знаю. Шаламов у меня не попадает, но я не берусь утверждать, что прав.

(Reply to this) (Thread)


[info]sage_snake
2009-07-10 06:54 pm UTC (link)
Может быть Вы и правы, оставим первый список. Вы подошли к делу (как и просила inphuzoria) глобально и ответственно :), а я с чрезмерной субъективностью.

(Reply to this) (Parent)


[info]horizonaalbc
2009-07-17 10:49 pm UTC (link)
Журнальчик прикольный у вас, можно было бы уже и на собственный домен перебираться

(Reply to this)


[info]torpusman
2009-07-19 09:38 pm UTC (link)
Суки эти боты, прости господи. Милая Инфузория, забаньте к лешему предыдущего оратора. И не верьте, он не "прикольный", он хороший.

(Reply to this) (Thread)


[info]susanchik
2009-09-26 07:25 pm UTC (link)

Ерофеев
Шаламов
Солженицин
Петрушевская
Искандер
Светлана Шенбрунн

(Reply to this) (Parent)

(Reply from suspended user)

[info]gabriel_ar
2010-02-01 01:05 pm UTC (link)
Венедикт Ерофеев, Петрушевская, Искандер,
ранние рассказы Пелевина

(Reply to this)


(58 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Log in with OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…